ПРОГРАММА ВНЕДРЕНИЯ
предпрофильной подготовки и профильного обучения в муниципальном общеобразовательном |
|
ПРОГРАММА ВНЕДРЕНИЯ
предпрофильной подготовки и профильного обучения в муниципальном общеобразовательном учреждении
"Средняя общеобразовательная школа № 3 города Белово"
Программа внедрения предпрофильной подготовки и профильного обучения в муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа № 3 города Белово"
В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р и утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.02. 2002 № 393, а также в соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования», утвержденной приказом Министерства образования от 18.07.2002 № 2783, в муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа № 3 города Белово" в 2005-06 учебном году началась разработка и внедрение в образовательный процесс модели внутришкольной профилизации на основе создания индивидуальной образовательной траектории учащихся.
Учитывая образовательный запрос учащихся и профессиональное мнение педагогов, школа ориентирована на социально – экономический, физико-математический и информационно-технологический профили. В качестве приоритетного направления выбрана разработка и реализация разнообразных профильных и элективных курсов, с одной стороны, гибко реагирующих на изменение образовательного запроса учащихся и удовлетворяющих их познавательные интересы, с другой – инициирующих у учащихся перспективные образовательные потребности и порождающих у них устойчивую учебную мотивацию.
Настоящая программа направлена не только на обеспечение профильного обучения в старшей школе, но и пропедевтику и предпрофильную подготовку учащихся на второй ступени образования.
Цели предпрофильной подготовки и профильного обучения:
1. Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы основного и полного общего образования.
2. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разными категориями обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
3. Обеспечить преемственность между основным и полным, общим и профессиональным образованием.
4. Создать условия для обеспечения индивидуальной образовательной траектории учащихся.
5. Подготовить выпускников к освоению программ высшего профессионального образования
Профильное образование в МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3 города Белово" состоит их трех этапов, каждый из которых имеет свои задачи и свою образовательную траекторию для учащихся в контексте общей программы профилизации школы.
1 этап – 5-8 классы – курсы по выбору
2 этап– 9 классы – предпрофильные курсы и курсы по выбору
3 этап – 10-11 классы – профильные, элективные курсы
Важное место в осуществлении предпрофильной подготовки и профильного обучения занимает организация работы по формированию «портфолио» учащихся.
1 этап – 5-8 классы – курсы по выбору
Курсы по выбору учащихся охватывают все основные образовательные области: математика, природа, общество. Наиболее глубоко представлена область обществознание: Граждановедение, Государство и право, Семейная экономика и др.
Взаимодействие учителя и учащихся, осуществляемое в границах курсов по выбору, отличается от технологии педагогической деятельности на обязательных курсах. Происходит ориентация не столько на когнитивные, сколько на развивающие цели, на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, их индивидуальных качеств.
Важное место в работе курсов уделяется формированию разнообразных общеучебных и надпредметных умений; курсы носят практическую направленность, в том числе прикладного или общеучебного характера.
Задачи:
1. Выявление познавательного интереса;
2. Приобретение опыта познавательной
деятельности;
3. Приобретение опыта собственного выбора и ответственности за него, развитие представления о собственных интересах и возможностях;
4. Ориентация на заявленные школой профили.
На часы курсов по выбору выделяются часы вариативной части учебного плана. Курсы по выбору являются обязательными для посещения, безотметочными. Формы контроля: творческие работы различной направленности (уроки, занятия, исследовательские мастерские, проекты).
На один класс приходится 1-2 курса по выбору из 3-4 предлагаемых учащимся курсов.
2 этап– 9 классы – предпрофильные курсы по выбору
В «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» отмечается, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Это этап познавательного самоопределения учащихся.
В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профилирующих курсов в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе профессионального образования.
Предпрофильные курсы по выбору– содержание и форма организации этих курсов должны быть направлены на расширение и углубление знаний ученика по тому или иному учебному предмету.
Ориентационные курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно комплекса профилирующих курсов в старшей школе. Эти курсы предполагается организовывать в виде учебных модулей и делать их относительно краткосрочными (месяц, четверть).
К предпрофильной подготовке также относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся 9-х классов, их анкетирование, консультирование, организация «пробы сил» и т.п. Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в классах старшей ступени, учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Каждый учащийся выбирает курсы по выбору по профилирующим предметам или способствующие удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей учащихся.
Программы курсов (надпредметные курсы) в частности позволяют учащимся социализироваться в обществе.
Задачи:
1. Подготовка учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения;
2. Формулирование образовательного запроса на старшей ступени обучения;
3. Психологическое сопровождение освоения «поля возможностей и ответственности».
На часы курсов по выбору выделяются часы вариативной части учебного плана. Курсы по выбору являются обязательными для посещения, без выставления отметки. Формы контроля: творческие работы различной направленности (уроки, занятия, исследовательские мастерские, проекты).
На один класс приходится 2 курса по выбору из 3-4 предлагаемых учащимся курсов.
3 этап – 10-11 классы – профильные, элективные курсы
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р, Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования», Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
Базисный учебный план старшей ступени школы предусматривает возможность открытия социально-экономического, физико- математического и информационно-технологического профилей. Разнообразные варианты комбинаций курсов по выбору и элективных курсов, которые обеспечивают гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя курсы по выбору: Основы программирования, Физика и техника, Экология Кузбасса и др. и элективные курсы: Экономика Кузбасса, Моделирование информационных систем и др.
Задачи:
1. Подготовка учащихся к получению высшего образования профессионального образования;
2. Психологическое сопровождение выбранного профиля.
Курсы по выбору являются не обязательными для посещения, без выставления отметки. Формы работы уроки, занятия, исследовательские мастерские, проекты.
На один класс приходится 1-2 курса по выбору из 3-4 предлагаемых учащимся курсов.
Элективные курсы являются обязательными для посещения, без выставления отметки. Формы контроля: творческие работы различной направленности (уроки, занятия, исследовательские мастерские, проекты).
На один класс приходится 1-2 курса по выбору из 3-4 предлагаемых учащимся курсов.
Ожидаемые результаты
1. Доступность профильного обучения для всех учащихся (с учетом их желания и способностей) 9-х классов.
2. Повышение качества знаний девятиклассников.
3. Обученность учащихся 9-х классов способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности. .
4. Осознанность выбора дальнейшего профилизирующего направления собственной деятельности выпускниками основной школы.
5. Выраженность готовности обучающихся 9-х классов к выбору дальнейшего обучения в профильном классе старшей школы или в профессиональном учебном заведении.
6. Информированность обучающихся 9-х классов о значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения.
7. Сформированность у учащихся 9-х классов навыков самостоятельного освоения образовательного материала, востребованного в профильном обучении.
8. Успешная сдача экзаменов по выбору учащихся 9-х классов.
9. Скомплектованность 10-х классов в соответствии с выбором учащихся и их родителей, с учетом образовательного рейтинга выпускников основной школы.
10. Получение знаний на профильном уровне.
11. Успешная сдача ЕГЭ.
12. Готовность выпускников к освоению программ высшего профессионального образования и успешной социализации.
|
|